Фигуры бинарных опционов. Увеличиваем прибыль графическими элементами

Топ брокеров за 2020 год:
Содержание

Фигуры бинарных опционов. Увеличиваем прибыль с помощью графического анализа

Есть самые разнообразные способы анализа рынка. Сегодня поговорим о фигурах на бинарных опционах, для определения которых потребуется лишь наличие графиков и умение использовать обычные линии. Никаких сложных индикаторов.

Описать все фигуры, которые используются трейдерами в бинарных опционах в одной статье будет очень сложно. Во-первых, есть фигуры, которые не пользуются популярностью и мы не знаем особенностей их построения. Во-вторых, запомнить все сразу нереально. Поэтому далее мы расскажем о самых известных и эффективных элементах графического анализа.

Треугольник

Треугольник – одна из самых простых фигур. Благодаря нему, можно определить, когда котировки актива выйдут из периода консолидации, и откроется новый тренд. На графике можно определить 3 основных типа треугольников. Давайте рассмотрим каждый.

Главные условия – горизонтальный уровень сопротивления и несколько повышающихся минимумов. Обычно восходящая фигура строится на откатах во время восходящего тренда и указывает на его продолжение. Иногда может дать сигнал на окончание или разворот тенденции.

Когда котировки пробивают уровень сопротивления, можно открывать сделку.

Нисходящий треугольник предвещает скорое падение цены. Это не трендовая фигура, так как абсолютно неважно, какая тенденция была до построения фигуры. Главное – цена актива начнёт падать.

Строится треугольник по горизонтальной линии поддержки и нисходящим максимумам. Пример на скриншоте ниже.

Сделка заключается, когда пробивается уровень поддержки сверху вниз.

Треугольник появляется, когда ни быки, ни медведи не могут взять актив под контроль. Сначала на графике мы видим высокие максимумы, а затем низкие минимумы. После этого активность начинает падать, а линии поддержки и сопротивления сужаются и образуют симметричный треугольник.

После этого стоит ожидать пробоя одной из линий. Симметричный треугольник – фигура бинарных опционов, которая может показать как продолжение, так и разворот текущего тренда.

Список русских бирж с бинарными опционами:

Если будет пробита нижняя линия, открывайте сделку на понижение. Опцион Call нужно покупать при пробитии верхней линии.

На первый взгляд кажется, что всё это легко, правда? Но на самом деле это не так. Если вы ни разу не находили треугольники в реальном времени, у вас могут возникнуть проблемы при поиске фигуры. Кроме того, есть еще несколько правил, которые нужно учитывать при построении треугольников:

  • Внутри треугольника должно быть нечётное количество волн. Лучший вариант – 3, 5;
  • Открывать сделки внутри фигуры не рекомендуется, особенно новичкам;
  • Открывать сделку можно сразу после пробития уровня. Но в таком случае шансы нарваться на ложный прорыв гораздо выше. Рекомендуем входить после закрытия сигнальной свечи.

Прямоугольник

Строить прямоугольник на графике легче. Это 2 горизонтальные и параллельные друг другу уровни поддержки и сопротивления. Они могут показывать как возобновление текущего тренда, так и его окончание или разворот.

Различают 2 основных типа прямоугольников: бычий и медвежий. В свою очередь каждый из них может быть разворотным или подтверждающим текущий тренд. Давайте рассмотрим каждый вариант.

Бычий прямоугольник. На скриншоте ниже показана фигура бинарных опционов, подтверждающая тренд, так как свеча пробила верхний уровень прямоугольника.

Теперь рассмотрим разворотный прямоугольник.

После сильной, но короткой тенденции на рынке образовалась пауза. Затем произошёл разворот, и цена направилась в обратную сторону.

Вообще сильный тренд долго не длится. Поэтому в этом случае сделку можно открывать практически сразу после пробития уровня в обратную сторону, при условии, что уровни поддержки и сопротивления были построены правильно.

Медвежий прямоугольник. Теперь начнём с разворотной модели.

После нисходящего тренда образовался пауза – период консолидации, что и позволило выстроить прямоугольник. Затем мы видим, что котировки пробивают верхний уровень. После сигнальной свечи можно открывать сделку на повышение.

Ждёте подтверждающую фигуру? Поступи иначе. Принцип построения этой фигуры вы поняли. Поэтому постарайтесь сейчас самостоятельно найти медвежий подтверждающий прямоугольник.

Пишите в комментарии, справились ли с заданием.

Флаг часто применяется опытными трейдерами, а вот новички могут встать в ступор. Но на самом деле в её построении нет ничего сложного. Кроме того, рекомендуем вам обязательно разобраться в правилах построения этой фигуры бинарных опционов, так как она позволяет вовремя находить моменты возрождения тренда после консолидации или же разворот тенденции.

Перейдём к построению. Этот элемент графического анализа состоит из двух частей: флагштока и флага. Чтобы было понятнее, взгляните на скриншот ниже.

Флагшток – одна или несколько длинных свечей в одном направлении. Флаг – параллельные друг другу линии поддержки и сопротивления, построенные по двум или более локальным минимумам и максимумам соответственно.

Сделка заключается после того, как цена пробьёт один из уровней флага. Входить на повышение нужно при пробитии уровня сопротивления (как показано на скриншоте). На понижение – при пробитии нижнего уровня.

Разобраись? Теперь ещё раз откройте живой график и постарайтесь самостоятельно найти фигуру.

Вымпел

И последняя на сегодня фигура для бинарных опционов – вымпел. Правила построения и функции, которые выполняет выплел, ничем не отличаются от флага. Разница только визуальная.

Если флаг – это 2 параллельные друг другу линии, то вымпел – это треугольник, только перед ним ещё есть флагшток. Вот как всё выглядит на деле.

Не удивляйтесь такому большому вымпелу. Его размеры – не главное. Нас интересует только пробитие уровня поддержки или сопротивления, после которых и будут заключаться сделки.

И напоследок дадим несколько советов по торговле с помощью фигур:

  • Не выставляйте минимальный таймфрейм, так как в таком случае возможны ложные сигналы;
  • Оптимальный срок экспирации сделки –3–5 свечей.

Все перечисленные фигуры бинарных опционов достаточно просты в понимании. Но первые разы возможны проблемы с их построением в реальном времени. Поэтому рекомендуем для начала тестировать этот способ технического анализа на демо-счёте. А когда освоитесь и поймёте, как всё работаете, можете начинать зарабатывать реальные деньги.

20 лучших японских мультфильмов, которые понравятся даже взрослым

Японские мультики, как и европейские, часто недооценивают. Они кажутся одинаковыми и скучными. Для тех, кто никогда их не смотрел. В японской анимации полно своих шедевров (и не только Хаяо Миядзаки). Вот 20 лучших аниме по версии пользователей «КиноПоиска», которые отлично подойдут для семейного просмотра.

1. Унесённые призраками (2001)

Пожалуй, самый известный мультфильм Хаяо Миядзаки, который к тому же получил «Оскар». А «Оскаров» у Миядзаки всего лишь два — один за «Унесённые призраками», а второй за вклад в кинематограф. По сюжету, во время переезда родители Тихиро сбиваются с пути и попадают в безлюдную деревеньку. А когда наступает вечер, на улицах появляются странные существа, дорога обратно исчезает и родители девочки превращаются в свиней. Тихиро приходится приспосабливаться к жизни в волшебном мире, полном опасностей, чтобы найти способ снять проклятие с отца и матери и вернуться домой.

Схема заработка миллиона:  Укрепление основных индексов на фондовом рынке США

«Унесённые призраками» — самый кассовый фильм в Японии. Кстати, дословно название фильма переводится как «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро», а «Унесённые призраками» придумали западные прокатчики. По изначальному замыслу Хаяо Миядзаки фильм должен был идти больше трёх часов (его пришлось изрядно сокращать).

2. Твоё имя (2020)

Мультфильм начинается со знакомства с главными героями Таки Татибаной и Мицухой Миямидзу. Однажды они просыпаются с чувством потери чего-то важного для них и не могут вспомнить, что делали вчера. Таки живёт в Токио, а Мицуха — в сельской местности. Они не знают друг друга, но их души крепко связаны. Настолько крепко, что они периодически меняются телами. Мультфильм вышел совсем недавно — в 2020 году, а снял его японский мультипликатор Макото Синкай, автор «5 сантиметров в секунду» (о нём будет ниже).

3. Шёпот сердца (1995)

Сидзуку Цукисиме — школьница, которая всё свободное время проводит в библиотеке. Однако какую бы книгу девочка ни взяла, в каждом формуляре она встречает имя Сэйдзи Амасавы. А потом понимает: он — её первая любовь. Кстати, Ёко Хонна, которая озвучивала Сидзуку, во время работы над фильмом была ровесницей своей героини.

Это первый фильм в истории Studio Ghibli, где использовалась компьютерная графика, а ещё единственная режиссёрская работа японского аниматора Ёсифуми Кондо. Через три года после премьеры он умер. А до этого он участвовал в создании мультфильмов «Могила светлячков» и «Принцесса Мононоке».

4. Ходячий замок (2004)

Ещё один шедевр Хаяо Миядзаки по мотивам сказочного романа английского писателя Дианы Уинн Джонс. Действие происходит в параллельном мире Европы конца XIX века, где магия идёт рука об руку с развитием технологий. Жизнь шляпницы Софи меняется, когда в окрестностях города появляется ходячий замок волшебника Хаула. Он спасает девушку от приставаний, и она влюбляется в него. Но прогулка с Хаулом лишает Софи красоты и молодости.

Кстати, прообраз замка Хаула — русская избушка на курьих ножках. А ещё, по словам режиссёра, «Ходячий замок» — это первый анимационный фильм для пожилых людей (а вы думали только для детей?).

5. Форма голоса (2020)

Сёи Исиды — школьный хулиган, вместе со своими друзьями он издевается над глухой одноклассницей Сёко Нисимией. Но когда об этом узнают взрослые, он сам становится жертвой травли. В этом мультфильме всё: дружба и предательство, эмпатия и жестокость, мысли о суициде и первая любовь. Вот только как рассказать о ней, если у тебя нет голоса? Это правда очень трогательная картина от японского аниматора-женщины Наоко Ямады. А ещё тут отличный саундтрек — «My Generation» группы The Who.

6. Небесный замок Лапута (1986)

В руках девочки по имени Сита — Летающий Камень. И конечно же, за ним охотятся агенты правительства и пираты. Сита скрывается от преследователей и встречает своего ровесника Падзу. Вместе они узнают, что Камень — ключ к таинственному летающему острову Лапуте. Кстати, имя «Сита» и несколько легенд Хаяо Миядзаки позаимствовал из индийского фольклора. А само слово «Лапута» — из «приключений Гулливера» Джонатана Свифта.

7. Мой сосед Тоторо (1988)

Да-да, снова Миядзаки. Дружная семья с двумя дочками — Сацуки и Мэй — переезжает в деревню. И всё бы хорошо, вот только мама попадает в больницу. Непоседливая Мэй, младшая из сестёр, грустит, но вскоре знакомится с гигантским добряком Тоторо — хранителем леса, который живёт неподалёку. Тоторо помогает Мэй и Сацуки навестить маму в больнице.

В «Тоторо» можно заметить мотивы из автобиографии Миядзаки: например, долгую болезнь матери туберкулёзом. Фильм прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате. Полностью окупиться картина смогла лишь через два года, когда плюшевый Тоторо попал на прилавки магазинов и покорил всех детей и взрослых.

8. Могила светлячков (1988)

Тяжёлая картина Исао Такахаты (который вместе с Хаяо Миядзаки основал Studio Ghibli) про подростка Сэйта и его маленькую сестру: дети остаются без матери в последние месяцы Второй мировой войны. Фильм снят по одноимённой книге японского писателя Акиюки Носаки и основан на реальных событиях.

9. Принцесса Мононоке (1997)

Ещё один мультфильм Хаяо Миядзаки. Действие происходит во времена эпохи Муромати, когда в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Главные герои — молодой принц Аситака, который был проклят и должен был покинуть свою деревню, и девочка Сан (принцесса Мононоке), воспитанная волками, которая всеми силами старается защитить лес от вторжения людей. Интересный факт: когда Миядзаки узнал, что в Америке хотят сократить по времени его аниме, он прислал компании Disney окровавленный меч с надписью «не резать».

10. Навсикая из долины ветров (1984)

На Земле — экологическая катастрофа. Тем, кто остался в живых, приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомых. На развалинах прежних государств образовались несколько новых. Одно из них — Мирная долина ветров. Во главе Долины — мудрый и добрый правитель с дочерью Навсикаей — необычной девочкой, которая с лёгкостью общается с гигантскими насекомыми. Но идиллия в Долине длится недолго: начинается война с соседями. Кстати, имя «Навсикая» Миядзаки взял у принцессы из «Одиссеи» Гомера. А увлечение героини — из древней японской легенды о «благородной деве, которая любила насекомых».

11. Сказание о принцессе Кагуя (2020)

Первая после длинного (больше десяти лет) перерыва работа сооснователя Studio Ghibli Исао Такахаты. В основе сюжета — японская народная сказка «Повесть о старике Такэтори». Старик зарабатывает на жизнь продажей бамбука и однажды находит в лесу принцессу по имени Кагуя — крошечную девочку размером с палец.

12. Дитя чудовища (2020)

Оценка — 8.090/10

Мальчик Киюта теряется в Токио и попадает в альтернативную вселенную. Там он знакомится с человеком-медведем по имени Куматэцу. Куматэцу учит мальчика боевым искусствам. Мамору Хосада вообще всегда поднимает какую-то семейную тему в мультфильмах. В «Дитя чудовищ» это, например, тема отцовства.

13. Ведьмина служба доставки (1989)

Оценка — 8.043/10

И вновь Миядзаки. Главная героиня 13-летняя ведьма Кики должна прожить некоторое время в обществе людей. Вместе с котом Зизи девочка едет в город. А там знакомится с пекарем, который помогает ей организовать Экстренную службу доставки.

Сначала Хаяо Миядзаки планировал, что «Служба доставки Кики» будет длиться 60 минут, но в процессе работы пришлось сильно увеличить хронометраж — до 102 минут. При создании этого мультика использовали 462 цвета и 67 317 (!) нарисованных вручную кадра.

14. Босоногий Гэн (1983)

Оценка — 7.997/10

Тяжёлое аниме об атомной войне по автобиографической манге Накадзавы Кэйдзи. В основе сюжета — жизнь шестилетнего Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году.

15. Волчьи дети Амэ и Юки (2020)

Оценка — 7.982/10

Трогательный семейный фильм про родительство, воспитание и социализацию детей от Мамору Хосады. Девятнадцатилетняя студентка Хана влюбляется в юношу-волка. Вскоре у них рождаются девочка Юки и её младший брат Амэ. Но отец-волк умирает, и Хане приходится самой растить детей. Причём без чьей-либо помощи: нельзя, чтобы социальные службы узнали о происхождении Юки и Амэ. Семье приходится переехать в деревню. Кстати, Хосода основал студию Chizu специально ради того, чтобы создать эту картину.

Схема заработка миллиона:  Индикатор - Индекс товарного канала (Commodity Channel Index - CCI)

16. Девочка, покорившая время (2006)

Макото Конно 17 лет. Она обычная школьница: получает двойки за контрольные, любит играть в бейсбол, часто опаздывает на уроки и понятия не имеет, кем хочет стать. Но однажды девочка получает способность перемещаться во времени — и её жизнь полностью меняется. И это одна из самых известных работ Мамору Хосоды (мы его тут несколько раз уже упоминали). Кстати, следующая работа режиссёра запланирована на весну 2020 года: «Мираи» будет посвящён отношениям братьев и сестёр.

17. 5 сантиметров в секунду (2007)

Изначально Макото Синкай планировал снять десять пятиминутных историй, не связанных общим сюжетом. А в итоге получился полнометражный фильм, который охватывает более десяти лет жизни главного героя Такаки Тоно. Когда будете смотреть, обратите внимание, что там есть привет от Хаяо Миядзаки — Котобус из «Тоторо» в виде магнитика.

18. Призрак в доспехах (1995)

Действие происходит в 2029 году. Границы между государствами стёрты, повсюду компьютерные сети и кибер-технологии. Девятый отдел министерства общественной безопасности получает задание найти и остановить хакера по кличке Кукловод. «Призрак в доспехах» — один из первых аниме, где очень много компьютерной графики и с помощью компьютера дорабатывают кадры, нарисованные вручную. А весной 2020 года вышел ремейк — одноимённый фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли.

19. Конец Евангелиона (1997)

Заключительная четвёртая часть серии популярных японских аниме «Евангелион». После глобальных катастроф Земля превратилась в груду развалин. Большинство людей было уничтожено, а те, кто выжил, теперь строят новую цивилизацию. Внимание: этот фильм не для детей, а для вас. И сначала стоит посмотреть первую часть «Евангелион» (если не видели). Кстати, фильм скорее для взрослых — рейтинг у него 18+.

20. Ветер крепчает (2020)

Дзиро мечтает стать лётчиком и обогнать ветер. Вот только этой мечте не суждено сбыться: он с рождения плохо видит. Дзиро начинает придумывать идеальный самолёт и через некоторое время становится одним из лучших авиаконструкторов мира.

Два года назад Хаяо Миядзаки сказал, что «Ветер крепчает» станет его последней полнометражной работой. Но два года назад режиссёр решил снять ещё один (и снова последний) мультфильм «Гусеница Боро» — ради своего внука. Правда, вряд ли стоит планировать поход в кино: на создание мультфильма может уйти пять лет.

Почему итоговое сочинение превратилось в шаблонную отписку на тему этики

В конце года коллеги-словесники делились впечатлениями от проверенного итогового сочинения. Впечатления были унылые: сочинение, с такой помпой возвращённое и с трудом воткнутое в систему экзаменов, оказалось пшиком. Детей быстро научили строчить одинаковые сочинения по образцу. О проблемах итогового сочинения и не только — журналист и учитель литературы Ирина Лукьянова.

Проблемы аргументации

Первая проблема с нововведённым сочинением — его шаткий статус. Оно не может быть экзаменом ни по русскому, ни по литературе, потому что по ним уже есть экзамены, а двух экзаменов по одному предмету не может быть по закону.

Поэтому сочинение было задумано как метапредметное — то есть такое, чтобы его могли использовать приёмные комиссии в вузах. Поступающие на биологические специальности могли рассуждать о биологии, будущие физики или инженеры — о своих областях знания. Но как это — сразу вбросить детям что-то новое и страшное. И сочинение быстро превратилось в привычное, но не литературоведческое, а литературоцентричное: надо приводить примеры из литературы так же, как и в ЕГЭ по русскому языку.

Примеры из литературы в материалах ЕГЭ по русскому языку почему-то называются аргументами: «Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт». Когда я в первый раз услышала от ученика «у меня проблемы с аргументацией», подумала, что ему трудно выстроить систему доказательств своей мысли. Но оказалось, что аргументацией школьники вслед за составителями заданий называют примеры из литературы. То есть трудности у этого ученика были в том, чтобы вспомнить к месту нужный пример (хотя это никакой не аргумент — что можно доказать вымышленной историей?).

Кто в русской литературе конфликтовал с обществом? Для кого честь была выше жизни? Ага, Чацкий и Гринев — а ещё? А где герои поют и пляшут, женятся, страдают от неразделённой любви, смотрят на звёзды, размышляют о смысле жизни? Быстро вспомнить примеры из литературы на заданную тему требуется и на итоговом сочинении, и в ЕГЭ по русскому языку, и в ЕГЭ по литературе.

Человеку свойственно облегчать и унифицировать, он ищет коротких путей, а учителя ему помогают. Отсюда — масса пособий с «кластерами», где перечисляют основные темы русской литературы. Кажется, никто ещё не додумался до каталога «темы, сюжеты и мотивы русской литературы», а он был бы очень полезен для подготовки к этим трём экзаменам.

Шаблонная отписка без личного мнения

Экономия усилий привела к тому, что разница между формализованным эссе части С в ЕГЭ по русскому языку и более свободным итоговым сочинением исчезла, разве что второе подлиннее (минимум 250 слов против минимум 150). И дети пишут итоговое сочинение ровно по тем же шаблонам, которые дают при подготовке к ЕГЭ. Только первую фразу «Автор в своём тексте поднимает проблему чести/совести/трусости/сохранения русского языка» надо заменить на «Проблема чести/совести/трусости/сохранения русского языка на протяжении веков волновала писателей, кинематографистов, учёных» (в зависимости от того, откуда будете приводить примеры).

Когда сочинение только ввели, один симпатичный одиннадцатиклассник стал требовать, чтобы я дала на уроке шаблон — как писать сочинение. Так как я шаблонов терпеть не могу (если это не приказ о предоставлении очередного отпуска), то сказала ему: «Не дам». Пробное сочинение этот школьник написал от себя, и написал умно, небанально и вдумчиво. Он, правда, не поверил мне, что написанное им хорошо, так что всё-таки раздобыл где-то шаблон и научился по нему писать. И написал итоговое сочинение по шаблону — ровное, беспросветно скучное, без единого проблеска мысли. Зачёт получил, да. Усилия сэкономил.

Другая выпускница, сдавая мне шаблонную отписку, сказала прямо: «А зачем я душу буду наизнанку выворачивать ради проходного зачёта?»

Но самое грустное для меня другое. Я редактирую газетную вкладку, в которой подростки пишут о своей подростковой жизни. И всё надеюсь, что вот живые дети сейчас расскажут про свою живую жизнь человеческим языком. И они рассказывают:

«В современном мире высоких технологий с каждым днём пользователей сети становится всё больше. Многие дети 10-12 лет уже имеют собственные телефоны, планшеты, компьютеры, которые не только открывают им доступ в мир безграничных знаний, но и затягивают в паутину соцсетей и других видов виртуального общения».

«Самостоятельность — одно из важнейших качеств человека. Очень важно обрести его, когда ребёнок становится подростком, а затем и взрослым. К сожалению, в современном мире для этого не всегда есть возможность».

Половина текстов начинается словами «В современном мире…» или «В наш век информационных технологий…».

Больше про этику, а не языкознание

«В наш век» или «в современном мире» — это не только шаблонное начало. За ним ещё и целое мировоззрение одинокого носителя древней культуры в одичалом мире накануне апокалипсиса. Один знакомый учитель, проверяя итоговые сочинения, предложил считать фактической ошибкой начало вроде «в наше время отзывчивых людей становится всё меньше» или «в наше время общество играет всё большую роль в жизни человека». И в самом деле: как вы измеряете отзывчивость? С каким веком сравниваете наш, испорченный? От какого золотого века ведёте отсчёт?

Схема заработка миллиона:  Autochartist - как пользоваться

Жалобы на испорченный мир, оскудевший язык и сплошную бездуховность вроде бы следовало ожидать от стариков (да-да, современная молодёжь ужасна и плохо воспитана, не уважает старших и так далее, как утверждал ещё Геродот). Почему же нынешние 17-летние массово начинают свои тексты с этого старческого кряхтения?

Каждый, кто держал в руках пособия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, точно знает ответ. Даже у самых живых, самых весёлых авторов составители КИМов ухитряются отобрать самое унылое, самое дидактическое, самое неживое. Вот я повыписывала из банка открытых заданий к ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ:

«Нежность встречается редко и всё реже. Современная жизнь трудна и сложна. Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность».

Кто бы вы думали? – Тэффи

«Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины».

Г. Смирнов, известный поставщик дидактических текстов для ЕГЭ

«По мне, пусть себе „патриотизм“ будет „военным“: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что „воевать“. А „воевать“ сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: „Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку“. Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью».

«В последние годы наши писатели и публицисты неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка».

«И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины».

По Виктору Конецкому

«Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать».

«Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. Откуда пришли эти „крутые“, „прикольные“, „крыши“, „клёвые“? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати? Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык».

По Таисии Жаровой

Извините за обильное цитирование — но это только ничтожная часть из того потока беспросветного нытья, которое урок за уроком обрушивается на головы старшеклассников во время подготовки к ЕГЭ.

Картина мира, которая складывается из этих текстов, примерно такая. Мы живём в мире наживы и чистогана, где нет места человеческим чувствам и альтруизму. Кругом сплошные угрозы (экологические, политические, культурные) и впереди конец света. Духовная жизнь становится скудной, язык загрязняется и портится, люди разучились читать и скоро разучатся говорить. Спастись можно только припадая к истокам: мы должны вспомнить, что у нас есть великая Родина, великие предки, великий и могучий русский язык, великая природа, великая литература, всё это мы должны любить, беречь и сохранять. Ещё желательно любить маму, чинить сломанные скамейки в парках, не мусорить и переводить старушек через улицу. В случае необходимости — пожертвовать собой.

Тут, конечно, нет ничего такого, что не звучало бы со всех трибун как минимум последние десять лет и не было бы вписано в самые разные документы, посвящённые духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в школе на самых разных уровнях. Так это по какому предмету экзамен? Вроде предмет «духовно-нравственность и патриотизм» ещё не ввели, хотя всё время обещают.

Есть ли наука, которая занимается вопросами морали и нравственности?

Есть, и это не языкознание, не литературоведение и не история литературы. Этими вопросами занимается этика. В рамках ЕГЭ по русскому языку детям дают тексты, почти исключительно посвящённые вопросам этики: в том же ФИПИшном открытом банке заданий мы найдём тексты о смелости и трусости, вере как основе мировоззрения, самопожертвовании, нравственном долге, смысле жизни (который, разумеется, не в обладании материальными благами), о подвижниках, об этике семейной жизни и так далее.

У той же Тэффи в одном рассказе дети на революционном митинге думают, о чём в первую очередь рассуждать, и тут раздаётся голос:

«Плежде всего надо лассуждать пло молань, — выступил вперед очень толстый мальчик с круглыми щеками и надутыми губами. — Молань важнее всего».

В этом смысле за 100 лет ничего не изменилось: лассуждать надо плежде всего пло молань, даже если ты сдаёшь ЕГЭ по русскому языку

Недаром там есть такой вид ошибки, как «этическая ошибка». И учителя прямо наставляют своих школьников: никого не интересует, что ты думаешь, пиши что следует.

Почему в итоговом сочинении нет никакого толка

Итоговое сочинение действительно почти ничем, кроме объёма, не отличается от эссе по русскому языку. Формулировка вопроса очень традиционная, в духе литературы классицизма или сентиментализма: следует ли подчинять чувства разуму (привет, Джейн Остин, «Чувство и чувствительность»); могут ли быть оправдания у измены (Расин, «Федра»); что значит быть верным долгу (Корнель, «Сид») и так далее.

И здесь хороших учеников подстерегает особое горе от ума. Приученные к дисциплине мысли, они начинают строить своё сочинение как исследование. Если тема формулируется как «может ли общественное мнение быть ошибочным», они, вместо того, чтобы быстренько привести в пример Чацкого, начинают определять предмет исследования: Что такое мнение? Что такое общественное мнение? Мнение какой доли населения может считаться общественным мнением?

К концу четвёртого часа у детей уже готов план неплохой дипломной работы по этике, социальной психологии или социальной философии. Но всё это, во-первых, не то, что от них требовалось, а во-вторых, какое отношение всё это имеет к итогам обучения в школе? На серьёзном научном уровне они этого в школе не проходили, методологией исследования не владеют, изобрести её за несколько часов не могут. В итоге приходится последние полчаса впопыхах левой ногой строчить какую-нибудь отписку, чтобы успеть.

И если формулировка темы требует от ученика исследований в области этики, философии и психологии, то причём тут литературоцентричность? Но литература тут в самом деле ни при чём: она служит разве что источником, откуда черпают примеры житейских ситуаций, иллюстрирующих эту проблему на бытовом уровне.

И как проверять такую работу? И что именно в ней проверять? Что должен продемонстрировать выпускник как итог своего обучения в школе?

Львиная доля проблем с итоговыми испытаниями в том, что они проверяют непонятно что и непонятно зачем. Это и не русский, и не литература, и не этика. И не сочинение, и не изложение, и не эссе. Если сформулировать, какие умения нужны, чтобы написать итоговое сочинение и эссе в ЕГЭ по русскому языку, то оказывается, что это всего лишь умение создавать по жёсткому образцу небольшие, стилистически нейтральные, банальные по содержанию тексты морально-нравственного характера. И иллюстрировать простые моральные постулаты примерами из литературы, интерпретируя их на житейско-бытовом уровне.

Такой вот итог 11-летнего обучения в школе.

Получить бонусы за открытие счета:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
С бинарными опционами к первому миллиону!
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: