"Природа застыла в ожидании прихода зимы. Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием:
Хозяйка, открывай двери!
Стоят гости на твоём дворе.
Открывай двери все тесовые,
Стели дорожки новые.
Пришли к тебе гости светлые,
До тебя пришла Мокошь-матушка.
Дарует тебе как матушка,
В избёнку идет закутную,
Открывает ларцы малёванные,
В один кладет ткань тонкопрядную,
В другой кладёт белое полотно,
В третий кладёт доброе сукно.
Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму.
Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва. Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как хэллоуин (духов день, день всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов, – силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины. Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь – на жизнь, а другое закручивается противосолонь – на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание.
Треба: шерсть, нитки, пряжа (в источники), каша, курятина, говядина, баранина, конина, вино, платки, посуда, ленты, хлеб, мёд, молоко."
Вышивальщицам как раз.